Возникновение проекта «Агро-Крут» было продиктовано временем, новыми социально-экономическими условиями. В мае 2015 года правительством РФ утверждена стратегия воспитания на ближайшие 10 лет, согласно которой трудовое воспитание и профессиональное самоопределение - одно из приоритетных направлений.

Между тем в Крутинском районе это направление уже развивалось, при инициативе и поддержке главы Василия Киселева, в прошлом директора совхоза «Новокарасукский», уроженца этого села. Он ясно понимал, что наш муниципалитет – аграрный.

А в поселке - ни одного профессионального образовательного учреждения, только три школы. И именно они стали главными площадками для подготовки школьников к труду в сельском хозяйстве, формировании у них умения найти себя в жизни. Помочь им в этом могло профильное обучение, в частности – агропромышленное. Идею главы стала развивать и претворять в жизнь председатель Комитета по образованию района Светлана Трутаева.

В основе реализации проекта лежит сетевое использование ресурсов образовательных организаций общего, среднего и высшего образования, ведущих агропредприятий, других заинтересованных хозяйствующих субъектов.

На выбор работы в данном направлении повлияло то, что школы Крутинского района имеют стартовый потенциал: теплицы, газонокосилки, автомобиль ГАЗ-5312, тракторы, плуг, сельхозинвентарь, мотоблок и другой сельхозинвентарь. Все это приобретено на средства районного бюджета, которые выделил глава Василий Киселев.

Главной площадкой реализации проекта «Агро-Крут» стал Крутинский лицей, преобразованный из КСШ №3, которая всегда славилась опытнической работой на пришкольном участке. Многолетняя деятельность экологической дружины «Зелёный друг» стала источником новых тем для проектно-исследовательской работы ребят. С помощью социального партнера, ОмГАУ им. П.А.Столыпина, получили посадочный материал – 65 кустов плодово-ягодных культур, заложили школьный сад.

Во всех школах района из года в год сезонно велась активная работа на пришкольных участках, продукцией которых обеспечивались школьные столовые. Излишки шли на продажу, на вырученные средства приобретались необходимые инструменты и инвентарь для работы.

Что касается изучения профильных предметов, необходимых в АПК, то они нужны одним - для получения будущей профессии, другим позволяют приобрести базовые знания, третьим дают возможность овладеть инструментом познания смежных дисциплин и, наконец, четвертым могут быть полезны в общеразвивающем, общекультурном плане. Любовь к родной земле – чувство не абстрактное, а конкретное. Она требует дел – посадить дерево, очистить ручей. Изменилось в лучшую сторону отношение родителей к труду детей, которые стали главными соратниками педагогов.

Сегодня в Крутинском районе на базе МБОУ «Крутинский лицей» реализуется программа профессиональной подготовки «Тракторист» категории «В, С», «Швея», «Оператор ЭВМ», на старшей ступени реализуются программы агротехнологического профиля - «Основы агрономии», «Экология», «Сельхозтехника», на базе МБОУ «Крутинская гимназия» - «Водитель» категории «С».

Проект «Агро-Крут» направлен на решение таких проблем, как недостаточная ориентация учащихся в профессиях технической направленности и сельского хозяйства.

Цель проекта: разработать комплекс условий для подготовки учащихся сельской школы к самостоятельной трудовой жизни, к профессиональному самоопределению и адаптации их в современных условиях сельского социума.

Реализация проекта стартовала в 2015 году и разработана до 2018 г.

Развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать. Для реализации своей миссии образовательные организации района предоставляют обучающимся следующие возможности: получение образования, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и позволяющего быть грамотными землепользователями; изучение отдельных предметов на профильном уровне; включение в реальные экономические и производственные отношения; апробация себя в различных видах деятельности.

В образовательные программы начиная с начального звена, введены аграрный компонент для 100% обучающихся, в 8 и в 9 классах - дополнительный час по «Физике» и предпрофильное обучение по агротехнологическому направлению, профилирующие дисциплины с 10-го класса в лицее, в 7 классе - факультатива «Химия вокруг нас», в 8 – 9 классах.

Опытническо-исследовательскую деятельность осуществляют ученические производственные бригады. Ее цель - привлечение внимания и популяризация традиций трудового и экологического воспитания, пропаганда продукции, производимой в теплицах и на опытных участках образовательных учреждений.

Уже стала традицией осенняя муниципальная ярмарка «Дары школ Крутинского района». И это дары настолько богаты, что поражают воображение. И гостей ярмарки, которыми становились и Губернатор Виктор Назаров, и депутат ЗС области Виктор Варжин и даже известный шоумен Леонид Якубович, и покупателей. Отсюда еще никто не уходил без покупки.


«Агро-Крут» - читателям «СТ»

МБОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» принимает активное участие в реализации муниципального проекта «Агро-Крут». Сегодня они не просто делятся с читателями «СТ» советами по выращиванию овощных культур, но и рассказывают о том, как организован «севооборот» на их пришкольном участке.


Направления работы в течение года:

Проект «Огород на подоконнике»

ЦЕЛЬ: наблюдение за развитием растений, приобщение детей

к трудовой деятльности.

«Зеленый лучок на подоконнике» - 1 класс

«Укроп на подоконнике» - 2 класс

«Петрушка в комнатных условиях» - 3 класс

«Зелёный салат» - 4 класс

«Жгучий перчик» - 5, 6 классы

«Синьор Помидор» - 7 класс

Проект «Цветы на подоконнике»

ЦЕЛЬ: эстетическое воспитание учащихся, привлечение их к общественно-значимой деятельности.

«Размножение хризантем и кактусов на подоконнике» - 8 класс

«Размножение и уход за каллами» 9-11 классы

Знания – лучший капитал

Основная работа по реализации проекта «Агро-Крут» проходит на пришкольном учебно-опытном участке и в теплице.

ЦЕЛЬ: - исследовательская работа;

-закрепление и расширение знаний по биологии, технологии, экологии;

-обеспечение школьной столовой овощами и свежей зеленью.

Участок расположен на территории школьного двора, огорожен забором, обеспечен водой. У нас есть собственное овощехранилище, сельскохозяйственный ручной инвентарь в достаточном количестве. Теплица - большое подспорье в выращивании ранней и качественной рассады. В летнее время в теплице мы выращиваем теплолюбивые перцы. В парниковых условиях они вырастают намного крупнее, чем под открытым небом. Да и урожайность повышается.

Школьный участок условно разделен на 2 отдела: овощной и цветочный. Для овощных культур выделяется большая площадь, так как на нем организуется основная часть опытнической работы. Здесь ребята знакомятся с различными сортами овощных культур, закрепляют знания теоретических основ по морфологии и биологическим особенностям отдельных их видов, осваивают технологию выращивания.

Учащиеся проводят все сезонные работы: подготовку почвы, посев, посадку рассады, уход за растениями в течение года, уборку и сбор семян.

На пришкольном участке выращиваем капусту, лук, огурцы, морковь, свеклу, картофель, томаты, которые поступают в школьную столовую. Излишки продукции, а также рассаду, реализуем населению.

Цветочный отдел служит для эстетического воспитания школьников и в то же время является очень удобным объектом для организации учебно-практических работ. Изучая цветочно-декоративные растения, школьники не просто знакомятся с их особенностями, но и осваивают приемы озеленения территории, приобретают навыки по закладке цветников непрерывного цветения, оформлению клумб, учатся правильно подбирать растения по цветовой гамме и другим параметрам. Мы очень надеемся, что эти знания пригодятся ребятам в жизни.

М. КАЛЯКИНА, учитель технологии Яманской СОШ

14 тысяч рублей выручили яманские школьники от продажи рассады и овощей в 2016 году

Конкурс

Чей совет лучше!

Внимание всем школам, участвующим в реализации муниципального проекта «Агро-Крут»! Редакция «СТ» объявляет конкурс специальных страниц «Зернышко», подготовленных участниками проекта. Приветствуют-ся оригинальность, креативность подачи материала. Итак, чей совет лучше?

Советы от яманских школьников по выращиванию

- капусты

Выращивать капусту лучше всего после картофеля, томатов, огурцов. Грядку для капусты приготовьте заранее, чтобы она «выстоялась». Обязательно проверьте кислотность (требуется слабокислая или нейтральная почва). Раскислять доломитовой мукой или известью нужно с осени.

Высаживать стоит только крепкую рассаду, которая уже приобрела темно-зеленую окраску, имеет 4-5 настоящих листочков.

Для высадки капустной рассады нужно выбирать дождливый пасмурный день, выполнять эту работу лучше вечером. В первые дни её можно притенить ветками или плотной тканью.

Капустную рассаду высаживайте в предварительно политые лунки, в грязь. Тогда вокруг корешков не образуется пустот. Сверху присыпьте сухой землёй до первых настоящих листочков. При посадке и потом, при дальнейшем поливе, нужно следить, чтобы центральную почку, из которой и вырастает кочан, не затягивало под землю. Рассаду нельзя слишком заглублять, иначе можно остаться без капусты.

Для хорошего развития капусте требуется доступ кислорода к корням, поэтому в уходе важно рыхление почвы. Первое рыхление проводим сразу после высадки рассады. Вначале неглубоко, до 10 см. По мере вырастания кочанов, рыхлим глубже, до 25 см.

Для образования хороших кочанов первое время поливаем капусту часто, но не обильно. В дальнейшем полив производим примерно 1 раз в неделю, но обильно.

Если вовремя убирать сорняки, пропалывая гряды и междурядья, поливать и подкармливать растения, урожай обязательно вас порадует.

- … томатов

Главная ошибка сибирских огородников – стремление как можно раньше высадить рассаду помидоров в открытый грунт. Мы не советуем это делать до 10-13 июня. Только после этого срока исчезает угроза возврата заморозков. А наши предки ориентировались по природе и высаживали томаты только тогда, когда зацветет рябина.

Нужно учесть, если вы высадите рассаду в почву, которая не прогрелась до 15 градусов, растения все равно не будут развиваться.

Помочь «подогреть» помидоры могут высокие гряды и внесение удобрений.

Первый раз подкармливают рассаду не раньше, чем через 10 дней после высадки. Лучше всего использовать органические удобрения (навоз, перегной, птичий помет). Поливать при этом нужно не часто, но обильно.

- … картофеля

А вот с картофелем можно и поторопиться. Когда почва прогревается до 14-15 градусов, появляется колорадский жук. Поэтому у ранних сортов картофеля меньше вероятности угодить ему «на зубок». Ну, а мы всегда мечтали приобрести такой сорт, который устойчив к этому безжалостному вредителю. Лет пять назад прочитали в журнале «Сад. Огород» о картофеле «Скарлетт». Выписали буквально 5 клубеньков. За это время размножили его и теперь изучаем устойчивость сорта к колорадскому жуку. Можем сделать вывод, что абсолютно устойчивого сорта селекционеры еще не вывели, и лишь имея здоровый посадочный материал, можно от него как-то защититься (куст, выращенный из такого клубня, имеет жесткое опушение и небольшое количество сахаров, что, по всей видимости, не по вкусу колорадскому жуку). Поэтому единственный совет, который можно дать огородникам – не сажать из года в год один и тот же сорт картофеля. Лучше иметь несколько.